Пояснительная записка. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МОУ СОШ № 10 . с Троицкое. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит семь разделов. В первом разделе определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества. Во втором разделе определены основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования:
По каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального и общего образования. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
В четвёртом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. В пятом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. В заключительном, шестом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты. Программа рассчитана на 4 года. Участниками программы являются: педагоги образовательного учреждения, социальный педагог, обучающиеся, родители (законные представители), учреждения культуры, спорта и дополнительного образования детей.
1 раздел: Цели и задачи. Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: ·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»; ·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; ·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; ·формирование нравственного смысла учения; ·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; ·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; ·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; ·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: ·формирование основ российской гражданской идентичности; · пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; ·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; ·формирование патриотизма и гражданской солидарности; ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; ·укрепление доверия к другим людям; ·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; ·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; ·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: ·формирование отношения к семье как основе российского общества; ·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; ·формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; ·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2 раздел: Основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.
3 раздел: Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: ·общеобразовательных дисциплин; ·произведений искусства; ·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; ·духовной культуры и фольклора народов России; ·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; ·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей; ·общественно полезной … Продолжение » |
Новости17 сентября 2009
Ура!!!Теперь мы на новом движке. 18 сентября 2009
На Дальнем востоке стартует конкурс школьных сайтовМежрегиональный конкурс Интернет-сайтов образовательных учреждений ДВФО стартует на Дальнем Востоке 2 октя… 23 сентября 2009
Школы Дальнего Востока открывают свои страницы в Интернет.Пресс-релиз 23.09.2009г. Школы Дальнего Востока открывают свои страницы в Интернет. Школы … 25 сентября 2009
Соревнования по мини-футболу25 сентября 2009 года на районном стадионе "Урожай" в с.Камень-Рыболов, прошли районные школьные соревнования по … |
Адрес: 692674, Приморский край, Ханкайский муниципальный район, с.Троицкое, ул.Почтовая 13, А Телефон: 8 (42349) 94-1-34 E-mail: Troitskshcoll10@yandex.ru |